Разборка зарядного устройства StefPol для автоаккумуляторов


Зимние холодные дни отрицательно сказываются на автомобильных аккумуляторах. В таких условиях стоит не ограничиваться собственным генератором, а снять и подзарядить аккумулятор дома. Вероятно, многие электронщики в аварийной ситуации заряжали аккумулятор с помощью обычного блока питания, но лучше всего использовать подходящее зарядное устройство, иногда ещё называемое выпрямителем. И вот один из вариантов ЗУ на 12 В. Заглянем внутрь корпуса зарядного устройства StefPol EST-516М. Корпус прочный и окрашен стойкой краской. Вырезы в корпусе и выступы на дне обеспечивают вентиляцию.

Вместо популярных в настоящее время импульсных блоков питания применен классический тороидальный трансформатор. С правой стороны, на радиаторе, находится транзистор IRFP064N (MOSFET 55V 110A 0.008 Ом). На передней панели находится плата электроники с светодиодами, сигнализирующими о работе устройства, и переключатель конечного зарядного напряжения 14,4В/14,9В/16,0В, а также амперметр, предохранитель в первичной цепи трансформатора и потенциометр для текущей корректировки.


Начинаем осмотр ЗУ, 4 диода 6А10 странно смотрятся в навесной сборке, нижняя медная пластина может быть теплоотводом. Лучше бы стандартное крепление на плате или диоды в подходящем общем корпусе, закрепленные на радиаторе. Диоды соединены параллельно для увеличения максимального выпрямленного тока, но лучше одиночный диод с соответствующими параметрами. Между средним отводом трансформатора и выводом диодного выпрямителя подключен переходник, гасящий перенапряжения. Термозащита видна под изоляцией трансформатора.

Между зарядным устройством и аккумулятором использовалось 4-х проводное соединение. Отдельные провода используются для измерения напряжения на клеммах аккумулятора, другие провода подают зарядный ток. Это хорошее решение, исключающее влияние падения напряжения на провода и обеспечивающее хороший контроль напряжения на заряженном аккумуляторе.

На плате никакого микроконтроллера не было. Используются программируемая цифровая микросхема измерения времени и аналоговое решение для регулирования тока и обнаружения окончания заряда.

Давайте взглянем на резистор 100 мОм, временно включенный в цепь зарядки, как выглядит форма зарядного тока при установке ограничения на малые значения.

Интересное на схемафоруме:
Схемы собранные навесным монтажом (навесняком)

Ток зарядки достигает ~1 А в пике. Увеличиваем ток зарядки и в пике достигаем ~15А.

Если не считать необычной компоновки выпрямительных диодов и нехорошей близости проводов первичной обмотки к токовому и управляющему проводам транзистора, конструкция выглядит вполне солидно. Некоторые соединительные провода могли бы иметь большее сечение и длину, чтоб удобнее их прокладывать. Устройство устойчиво к короткому замыканию клемм, так как без наличия напряжения аккумуляторной батареи не обеспечивает зарядный ток.

В общем схема вполне достойная, хотя в настоящее время импульсные блоки питания, ЖК-дисплеи и микроконтроллерное управление являются стандартным решением, используемым в зарядных устройствах для автомобильных аккумуляторов. Разве что вопрос цены может оттолкнуть от таких устройств…