Разборка и ремонт прецизионной электрической отвертки


Сегодня есть огромный выбор различных инструментов для работы с электроникой. Даже не нужно самим крутить винты! Доступные инструменты могут сделать вращение за нас, ведь при использовании в больших количествах винтов или шурупов, работа с ними рано или поздно может утомить даже самого опытного ремонтника. Сегодня в обзоре – электрическая отвертка Heckermann PRO. В коробке набор выглядит так, как на фото в заголовке статьи.

Имеются в комплекте 24 микробиты, подходящие для шестигранного держателя 4 мм, двухсторонний пластиковый открыватель, намагничиватель и размагничиватель для рабочих наконечников, современный штекер USB-C – штекер USB-A для подключения электроотвертки к источнику питания и, конечно же, сама отвертка.


Размеры электрической отвертки

  • Вес отвертки: 58 грамм.
  • Длина: 165 мм – только корпус, 178 мм – включая головку с вращающейся насадкой.
  • Диаметр: около 15 мм – только корпус, 8 мм – вращающийся наконечник.

Корпус устройства металлический (на магнит не реагирует), как и ось отвертки. Внутри вращающейся оси находится магнит, предназначенный для удержания бит на месте и предотвращения их выпадения. Кнопки направления вращения (без регулировки скорости) и включения освещения рабочей зоны, выполнены из пластика, как и прозрачная крышка светодиодов, освещающих рабочую зону, крышка встроенного индикатора заряда аккумулятора и крышка порта USB-C.

Давайте попробуем разобрать её. Крышка светодиода состояния заряда, заполняющая отверстие в металлическом корпусе, служит еще и защелкой, удерживающей элемент на месте. Нужен тонкий острый инструмент, чтобы проверить это. Использовалась отвертка с плоским рабочим наконечником.

Как видите, аккуратно прижав крышку диода состояния заряда к внутренней части устройства, чтобы освободить защелку, с помощью второй «плоской» отвертки удалось частично вытащить пластик из корпуса.

Это пластиковый элемент, удерживающий разъем USB-C и плату, к которой припаян разъем.

А это аккумуляторная батарея, которая является источником питания устройства. Кроме того, печатная плата тоже видна. Давайте посмотрим на неё с другой стороны.

Глядя на другую сторону платы можно сказать, что она отвечает за зарядку Li-Ion аккумулятора и питание остальной электроники, управляющей мотором и подсветкой, спрятанной в недрах корпуса. Чтобы иметь возможность познакомиться с этой платой более подробно, отпаяем два провода P+ и P- и 2 вывода литий-ионного аккумулятора B+ и B-.

Интересное на схемафоруме:
Силовые драйверы на MOSFET: использование и переделка

Освободим печатную плату от пластикового корпуса, открутив фиксирующий винт, который также служит защитой гнезда USB-C от проталкивания внутрь. Теперь можно просматривать печатную плату с обеих сторон. Давайте изучим что находится на этой крошечной платке размером 30 x 10 мм.

Помимо разъема USB-C, оснащенного 6 выводами (VBUS, GND, D+, D-, CC1 и CC2), единственным заслуживающим внимания элементом на этой стороне платы является микросхема TC4056A, отвечающая за зарядку литий-ионной батареи. Переворачиваем плату на другую сторону.

Здесь есть еще кое-что. Видим светодиоды, отвечающие за сигнализацию состояния зарядки устройства: RLED, то есть красный диод горит, когда устройство заряжается, а GLED1, зеленый диод, горит когда схема зарядки определяет, что батарея устройства полностью заряжена и можем отключить кабель USB-C.

Привлекает внимание и чип с обозначением XB7608A. Он защищает литий-ионный аккумулятор от перезарядки или глубокого разряда, слишком высокого потребления тока от аккумулятора и так далее.

Мы ознакомились с элементами, отвечающими за подачу энергии в Li-Ion аккумулятор. Тем не менее, еще предстоит проделать определенную работу, чтобы добраться до остальных компонентов, которые приводят в действие электрику.

На фото видим цилиндрический Li-Ion аккумулятор 3,7 В 350 мАч типоразмера 10450 (диаметр 10 мм, длина 45 мм) и весом около 8 грамм. Заявленный производителем допустимый зарядный ток в пределах 0,5-1 С, постоянный ток разряда до 5 С. На одном из китайских торговых порталов такой аккумулятор можно найти по цене 0,15 $/шт при минимальном заказе 1000 шт. Они также поставляются в версии для монтажа на печатной плате со схемой зарядки и защиты, как в данном случае.

Удалось снять ось с крышкой светодиодов, плату со светодиодами и корпус привода поворотной оси.

Можно увидеть электронику, управляющую двигателем, сам двигатель и набор шестеренок, которые передают вращение двигателя на ось вращения отвертки. Давайте рассмотрим эти элементы отдельно.

Интересное на схемафоруме:
Схемы собранные навесным монтажом (навесняком)

На лицевой стороне печатной платы имеем гнездо для подключения двигателя постоянного тока, нераспознанная интегральная микросхема в корпусе SOP14 без маркировки (на печатной плате под ней нет описания, она отвечает за работу микропереключателей на другой стороне платы и управление двигателем через две TMI8118S. Транзистор S8050 и аксессуары для поверхностного монтажа дополняют печатную плату. Что касается механических аспектов, двигатель через набор металлических шестерен передает вращение шпинделю, который вставляется в отверстие поворотной оси. При ручном повороте колес в обоих направлениях движение передается на шпиндель без особого сопротивления. Следов механического износа на шестернях нет.

Цель этого разбора не просто желание посмотреть что внутри этой электроотвертки, как она устроена и как работает, а и ремонт. Мотор не работал как надо, в какой-то момент останавливается и не хочет вращать ось. Виновник – поврежденный двигатель.

На снимках видно, что одна из щеток мотора повреждена, отсюда и проблемы с ее нормальной работой. Можно легко купить такой электродвигатель или аналогичный на Али вместе с коробкой передач, например, выполнив поиск по фразе «Двигатель N20-BT42 микро 75:1 170 об/мин». Требуется только укоротить вал на несколько мм или переставить редуктор на оригинальный вал. Вопрос лишь имеет ли смысл эта замена, то есть будет ли новый двигатель иметь такой же срок службы как тот, который изначально использовался в отвертке? Также можно комбинировать и вставлять двигатель с другими параметрами, например, большей скоростью вращения, другим напряжением питания и так далее. В итоге был заказан двигатель со скоростью вращения 300 об/мин. После замены мотора и ремонта сломанной планки подсветки рабочей зоны, собранная электроотвертка работает как надо.